gontravo

Category:

Продвинутый университет. Часть 2. Качество образования

Когда я была студентом, мы 5 лет учились 6 дней в неделю по 3 пары (а у некоторых групп были еще дополнительные занятия сверх этого). В коридорах всегда было шумно, аудитории заполнялись, их не хватало.

Последние годы мой родной факультет кажется мне дохлой рыбой - тихие коридоры, пустые аудитории. Иногда, проходя по коридору, вижу, что идет занятие. Сидит несколько человек в аудитории, которая вмещает несколько десятков. Посмотрела на расписание - и поняла, почему тихо и пусто. Студенты учатся 4 дня в неделю, некоторые дни по две пары. Это бакалавриат.

Фотография из открытых источников, имеет иллюстративный характер
Фотография из открытых источников, имеет иллюстративный характер

В магистратуре - еще хуже. Из нескольких магистрантов этого университета, которых я знаю, ни один не считает, что получает хорошее образование. Да что там, ни один не считает, что магистратура дает что-то полезное, кроме корочек. В очной магистратуре занятий почти нет. Считается, что студенты должны учиться самостоятельно. И это одно из самых больших заблуждений. Потому что большинство не собираются учится самостоятельно.

Для обычного русского студента день самостоятельной работы - это выходной день. Если бы вуз хотя бы отчислял бездельников... но это нереально, т.к. невозможно отчислить 90% студентов. Поэтому и выдают дипломы всем подряд.

Когда я там преподавала, лет 10 назад, в группе реально учились только пара человек. Остальные в лучшем случае откликались только на игровые задания, некоторые открыто признавались, что им нужен только диплом и вообще не интересны предметы, не важно, профильные они или нет.

В то время я работала в университетской редакции научных журналов. И как раз захотела сходить в декрет. Работа мне нравилась, отношения с коллективом были хорошие, поэтому было желание оставить вместо себя сотрудника, который, как минимум, не тормозил бы общий процесс. Я готова была все рассказать-показать (даже подготовила письменную инструкцию, в каком порядке что делать).

Основная проблема была в том, что требовалось знание Индизайна. Поэтому я заранее пошла на кафедру издательского дела с предложением трудоустроить одного выпускника с условием, что он будет готов освоить программу верстки (два месяца должно было хватить, чтобы понять азы и успеть постажироваться под моим руководством перед самостоятельным плаваньем). Заведующая сразу сказала, что трое грамотных выпускников уже пристроены, но пообещала кого-нибудь найти. В итоге пришел только один кандидат, который даже с Вордом справлялся кое-как. Индизайн для него оказался слишком трудной программой.

А декан филологического факультета вообще никого не нашла, хотя работа в издательстве могла дать филологу неплохой старт карьеры. Правда, мне кажется, она просто никому и не передала информацию, потому что в следующие годы я не раз получала резюме ее выпускников, которые с удовольствием попробовали бы себя в интересном деле. Только начинать многим приходит с нуля, т.к. не успели получить в вузе ни знаний, ни навыков.

Трудно понять, учат ли студентов чему-нибудь или просто условились считать, что если студент в университете - он учится, а если не в университете - то занимается дома самостоятельно.

А преподаватели... Университет не заинтересован в них. От преподавателей в первую очередь требуется быть учеными: публиковать статьи (в хороших научных журналах), выигрывать гранты, проходить учебу и стажировки за границей (большинство - за свой счет). И где-то после всего этого - уметь чему-то научить студента.

Наверное, сверху вид замечательный - дела в университете идут прекрасно. Но если взглянуть на образование на уровне обычных студентов и преподавателей - грустно мне...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded